24 октября | Рахманиновский зал консерватории
Под напряжением! 
Концерт центра электроакустической музыки
Чем живет музыка в пост-интернет эпоху? Актуальна ли позиция композитора-демиурга в наше время? И где граница между реальным и виртуальным?
«Под напряжением!» — это не только погружение в мир электроакустической музыки и мультимедиа, но и чуткое наблюдение за состоянием духа современного человека. Программа представляет собой обширную рецепцию настоящей эпохи: от сосредоточенной медитации до истерии в ситуации непрерывного инфошума. Тонкое личное прикосновение сменяется нервным потоком — не это ли грани нашей современной идентичности?
АННОТАЦИИ К ПЬЕСАМ
выберите интересующую вас пьесу
Исполнители:
Илья Кучеров, ударные
Николай Попов, электроника
Михаэль Байль (р.1963) — немецкий композитор, сочетающий в своем творчестве видео, перформанс, электронную и инструментальную музыку. Байль переносит основной фокус художественного исследования на процесс разработки и создания композиции, т.е. объектом становится не только лишь готовый результат (исполнение на сцене), но и путь его формирования (работа исполнителя с материалом). В художественном пространстве композитора критерий «шедевральности» становится неактуальным, открывая простор для нового взгляда на творчество в целом.
BATTERIE (2003) есть наглядный пример байлевского вектора. Пьеса не имеет партитуры: "Если вы хотите исполнить эту пьесу, просто слушайте тейп и дублируйте его при помощи ударного инструмента <...>" - комментирует композитор. Работа исполнителя над озвучиванием Batterie запечатлена на видео. На предлагаемой записи перкуссионист Michael Wertmueller перемещается по зданию Staatstheater Berlin и исполняет пьесу палочками, на которых закреплены камеры.
Исполнители:
Юлия Мигунова, виолончель
Николай Попов, электроника
PHOENIX EYE, DRAGON EYE (2021) вдохновлена китайским инструментом гуцинь. В первой части произведения виолончель расположена горизонтально, подобно гуциню. Янг Сонг предлагает виолончелисту использовать характерные приемы игры на народном инструменте. Партия солиста помимо традиционной пятилинейной нотации фиксируется при помощи иероглифов, обозначающих техники игры на гуцине. Собственно, название «Глаз феникса, глаз дракона» — это дословный перевод способа исполнения: 凤眼, 龙眼.
Видеоряд сфокусирован на пластике рук исполнителя, представляя процесс музицирования в максимальном приближении и возвышая абстракцию музыкального жеста. В камерно-интимной атмосфере пьесы предзаписанные фрагменты переплетаются с live-видео, электроника — с акустикой, современность — с традицией. Это создает объемное пространство взаимосвязанных множеств и символизирует гармонию мира, которая открывается нам в процессе медитации.

Исполнители:

Мария Корякина, флейты

Николай Попов, электроника

Ольга Бороздина, видео

LIPSTIK (1998) Якоба тер Вельдхойса вдохновлена "боди-скульптурами" Ноама Бен-Якова (Body-sculpture/hoop-sculpture by Noam Ben-Jakov), где в различных контекстах использованы обручи и круги (англ. hoop). Пространственный ритм скульптур перешел в музыку в виде своеобразного эффекта эхо, когда небольшие паттерны дублируются и беспрерывно взаимоотражаются друг в друге.
Саундтрек представляет собой сплав различных фрагментов человеческой речи: отрывки из ток шоу, где гимнастка выступает с множеством обручей, и одного из интервью легендарной джазовой певицы Билли Холидей. В этом интервью Билли попросили напеть ее любимую песню "Don't explain": "Skip that lipstick, And I know you cheat, And what love endures" («Не объясняй»: «Забудь про эту помаду; Я знаю, ты изменил и что любовь все выдержит»). Речевым лейтмотивом пьесы становятся слова, произнесенные женщиной психиатром с сильным французским акцентом: 
"You are jumping all those hoops" (выражение "jump through hoops" означает преодолевать препятствия на пути к какой-либо цели).
Таким образом, возникает особая игра смыслов: спортивный обруч, ритм кругов в скульптуре и препятствия на жизненном пути выражаются одним словом hoop, которое становится нарративом. Композитор проникает в сознание слушателя в попытке узнать, что есть реальность и где ее границы?
Исполнители:
Феодосия Миронова, клавесин
Николай Попов, электроника
LESSON OF ANATOMY №1 (2015) Пьера Жодловски есть тонкое, сосредоточенное погружение в тело клавесина: его механику и звуковые возможности — иначе говоря, изучение его «анатомии». Удивительно созерцать, как тысячи небольших деталей формируют единый изысканный организм инструмента. «Это очень пристальное наблюдение открывает возможности для нового восприятия инструмента, что стало отправной точкой моих экспериментов» — комментирует Пьер. Наравне со стандартными приемами звукоизвлечения (например, нажатием клавиш), в пьесе использованы разнообразные прикосновения, 
смычок и перформативные элементы: игра с фонариком и временное перевоплощение исполнителя в пост-панк музыканта.
Движения солиста, его взаимодействие с клавесином, единство электроники, света и видео - все параметры для композитора очень важны. Это выражается в скрупулезности составления партитуры: в ней зафиксировано содержание электронной записи (что не свойственно современным электроакустическим партитурам), точная интенсивность и продолжительность световых эффектов, действия исполнителя.
Исполнители:
Евсевий Зубков, вибрафон
Николай Попов, электроника
Даниэль Алехандро Альмада (1964) – современный аргентинский композитор и саунд-дизайнер. Поле его деятельности охватывает широкий спектр жанров: от сочинений для музыкальных инструментов и life-электроники до саундтреков и звукового оформления документальных фильмов.
В LINDE (1994) Даниэль расширяет возможности вибрафона при помощи электроники. Композитор трансформирует предварительно записанные звуки инструмента, дополняя их глиссанди и микроинтервалами. Так возникает удивительная акустическая игра: электроника смешивается, сливается с реальным звучанием. Даниэль подобно ювелиру выслушивает все тончайшие музыкальные краски и приглашает слушателя в это хрупкое пространство.

Исполнители:

Илья Кучеров, ударные

Евсевий Зубков, ударные

Николай Попов, электроника

kraMP (2010) — первое электроакустическое произведение Николая Попова, посвященное Марку Пекарскому. Собственно, в названии зашифровано имя адресата, написанное наоборот: kraMP = P(ekarsky) Mark. Визуальный ряд был добавлен на Венецианской биеннале: kraMP исполнялась с live-видео художника Эндрю Квинна (Италия).
Вся пьеса выведена из одного звукового комплекса — продолжительного скрежета металла под давлением пресса. На его основе была выстроена партия мультиперкуссии. Произведение состоит из двух частей. В первой, исполняемой на одинаковых ударных установках, происходит постепенное расслоение изначально идентичных партий на две совершенно разные. Все инструменты, входящие в состав мультиперкуссии, мембранные. Вторая сосредоточена на взаимодействии с гонгом, с чистым металлическим тембром.
Так в kraMP реализуются две драматургические линии. Звуковая (непосредственно музыкальная) состоит в постепенной материализации металлического скрежета, обратной трансформации от подражания к первообразу. Концептуальная отражает переход от гула современности к статике архаики. Образ прошлого создается посредством сжатия пространства и использованием курая, башкирского национального духового инструмента. Парадоксальное, но гармоничное сочетание единого в различном, отражение реального в имитации и итоговая тишина — философские категории, на которые Николай направляет вектор рефлексии.

Исполнители:

Юлия Мигунова, виолончель

Феодосия Миронова, клавиши

Николай Попов, электроника

TOP 10 (FORM AS NEUROSIS) (2013) есть ряд событий, соревнующихся в степени «истеричности и идиотизма» (Маттиас Кранебиттер). Реклама, лотереи, новости с обилием разрозненной информации неизменно сопровождают нас, где бы мы не находились. В Top 10 инфошум, доводящий до невроза, становится основным объектом творческого исследования.
Эффект медиа-гула создается при помощи перенасыщенных, очень активных партий солистов, которые постоянно как бы перекрикивают друг друга. В Top 10 цитируются слова из фильма Жана-Люка Годара «Уик-энд» и фрагменты анализа приемлемости уровня задолженности, проведенного в Греции. Цитаты встроены в видеоряд и озвучиваются электронным голосом. Говорящий робот к концу пьесы становится новым солистом — он начинает «петь», а его партия в виде миди-схемы помещена на экран. 
Интересно, что такой прием «вокализации» искусственных голосов сейчас широко распространен в интернет-пространстве как одна из форм мемов. Именно «устами» неживого, нереального «исполнителя» Маттиас рассуждает об устройстве современного социума.
Top 10 — хит-парад симулякров, заканчивающийся не потому, что его драматургия исчерпала себя, но по причине ухода из поля зрения реципиента. Пока мы находимся в состоянии слепого потребления, Top 10 не остановится.

Исполнители:

Мария Корякина, флейта

Юлия Мигунова, виолончель

Феодосия Миронова, клавиши

Евсевий Зубков, ударные

Николай Попов, электроника

HELLO (2014) – это аудиовизуальная композиция. Видеопроекция здесь служит своеобразной партитурой для ансамбля: исполнители воспроизводят музыкальные события, следуя действиям композитора на видео. При этом, каждый музыкант сам выбирает, на какие жесты он будет реагировать и что конкретно он будет играть. Инструментарий точно не фиксирован и может варьироваться. Александр нередко обращается к хоррор- и треш-стилистике, и Hello не исключение. VHS-фильтр, темная гостиная, жуткие неразборчивые кадры, расслоение художественного пространства и многократные повторения графических фигур — все это создает поток, схожий с кошмарным сном. 
Удивительно, но отношения внутри композиции скрупулезно выстроены и точно фиксированы. Свобода выбора, поток затуманенного сознания и вместе с тем филигранность формы - не парадокс, но особый взгляд на музыкальное творение. Благодаря такому подходу в каждом исполнении пьеса обретает уникальное воплощение и не теряет цельности, остается осмысленной.
«Hello — приглашение в личный мир Александра Шуберта. Пожалуйста, наслаждайтесь».
звукорежиссеры концерта
Антон Бушинский, Ильнур Габидуллин, Владислав Крылов
художник по свету
ИГОрь Павлов
автор текстов
феликс Канатбаев