Этот альбом – четыре радикально разных взгляда на самый традиционный классический состав – струнный квартет. И это своеобразная квинт-эссенция моего творчества, поскольку только к этому составу я неизменно обращаюсь каждые несколько лет (2008, 2012, 2015, 2019). И каждый раз это связано не только с интересующими меня переосмыслением способов игры и инструментария, но и с особой способностью квартета легко лавировать между звучанием четырех отдельных солистов и тембровым объединением в некий единый инструмент со своими уникальными возможностями и звуковыми образами. И квартету Vacuum это замечательно удается! Этот альбом – опыт погружения в иные звуковые миры и выхода за пределы традиционного восприятия звучания струнных инструментов.
В первом струнном квартете (2008) я использовал собственные системы темперации, в которых октава делится не на традиционные 12 нот, а на 20, 30 или больше тонов, что создает непривычные интонации и гармонии. При этом партии для музыкантов написаны так, чтобы звучание квартета слилось в единый “метаинструмент”, в котором каждый музыкант в отдельности на слух становится неотделим.
Во втором струнном квартете (2012), вдохновившись идеей электронных фильтров звука, я использую “акустические фильтры”: вставленные под струны куски пенопласта меняют традиционный тембр, расщепляют тоны и даже помогают получить ноты существенно ниже традиционного диапазона, что заставляет струнные зазвучать как электронные инструменты, создавая неожиданную для квартета звуковую палитру.
«Тактильные иллюзии» (2019) построены на идее феномена, искажающего осязательные ощущения. В этом квартете вместо смычков я предлагаю исполнителям использовать палочки для еды, расчески и другие фрикционные предметы, создавая более тесный “тактильный” контакт с инструментами, что вместе с чувствительными контактными микрофонами создает новый контекст взаимодействия между физическими ощущениями, инструментами и звуком, погружая слушателей в особый звуковой мир.
«Остров Возрождения: песня мертвого города» (2015) написан под впечатлением от картин вымершего города на острове с символичным названием «Остров Возрождения« в Аральском море. В связи с этим у меня возникла идея отказаться от традиционных инструментов и сконструировать для музыкантов 16 гигантских музыкальных объектов из простых предметов, которые могли бы как раз найтись в таком месте: деревянных брусьев, стальных лесок, пластиковых бутылей, пенопласта, металлических грузов и веревок. Примечательно, что именно эта пьеса с такими необычными музыкальными конструкциями была записана в самом известном классическом зале в России – Большом зале Московской консерватории. В итоге в соединении с его акустикой и взаимодействии с электроникой инструменты из пятиметровых стальных струн создают неожиданные звуковые ландшафты, отправляя слушателя в своеобразное аудиальное путешествие по пустынному заброшенному городу.
Александр Хубеев