Программу для фестиваля готовит Vacuum Quartet — струнный квартет, специализирующийся на современной музыке. На концерте в Рахманиновском зале они сыграют произведения Александра Хубеева и Николая Попова, и впервые в России — пьесы Адриана Трибуки, Орена Боне и Якопо Бабони Скилинджи.
Перед концертом в Конференц-зале пройдет Биомеханика.Talks — небольшая беседа с участниками и гостями фестиваля. Ее посещение возможно по билету на концерт.
Модератор: музыковед Наталия Сурнина
! На концерте возможны резкие звуки и вспышки света. Рекомендуем воздержаться от посещения события, если вам сложно воспринимать насыщенную визуальную и аудиальную информацию. !
! На концерте возможны резкие звуки и вспышки света. Рекомендуем воздержаться от посещения события, если вам сложно воспринимать насыщенную визуальную и аудиальную информацию. !
Ильнур Габидуллин — звукорежиссер Илья Ковальский — инженер звука Игорь Павлов — художник по свету Александр Бедин — инженер видео Александр Петтай — инженер видео
место проведения
Раманиновский зал консерватории
Большая Никитская, 11
Бен Нобуто "CLICKBAIT” (2019) для струнного квартета и семплера
“CLICKBAIT” — это про интернет, переизбыток информации, эффект, который цифровые медиа производят на наше мышление. Это о концентрации внимания, о чувстве постоянной смены фокуса внимания с одного объекта на другой в среде стремительной дезориентации и о тонких мимолётных моментах самоанализа, существующих на лиминальных (переходных) пространствах. Это о том сумеют ли четыре музыканта сфокусироваться на одной задаче, несмотря на то, что их постоянно пытаются отвлечь. Когда бы неусиленный акустический звук не взаимодействовал с усиленным электронным звуком, в игру вступает особая динамика силы. Кто угодно с ноутбуком и колонками может играть музыку бесконечно громче и разнообразней, чем струнный квартет, либо синтезируя звуки либо просто сэмплируя звуки из интернета. Есть что-то очень хрупкое и ненадёжное в положении струнного квартета в этой ситуации. Маршалл Маклюэн (канадский философ) сказал, что новый медиум «никогда не оставит старого в покое. Он не оставит попыток подавить устаревшую информацию пока не найдёт новые формы и позиции для неё». В пьесе “CLICKBAIT” электроника «подавляет» струнный квартет, она осуществляет контроль над музыкантами, постоянно прерывая и отвлекая их, заставляя их рандомно менять материал и точно синхронизироваться по метроному. Квартету остаётся сопротивляться (и избежать) подавляющей силы, ловушки, во власти которой они оказались.
Александр Хубеев «Тактильные иллюзии» (2019) для струнного квартета
В основе композиции лежит идея тактильных иллюзий — феномена, искажающего осязательные ощущения. Исполнители на струнных оказываются в необычной ситуации, так как они не используют свои смычки во время пьесы, находясь в более тесном контакте со своими инструментами, используя разные царапающие и фрикционные предметы. Такой тип звукоизвлечения апеллирует не только к эмоциональному или рациональному способу восприятия звука как исполнителями, так и публикой, но и к его физиологическому аспекту, поскольку тактильный компонент игры на инструменте становится более явным как визуально, так и аудиально (в том числе благодаря мощному усилению звука). Среди предметов, используемых в пьесе, есть простые повседневные предметы, такие как палочки для еды или подпорки для двери, но то, как они используются, создает новый контекст взаимодействия между физическими ощущениями, движением и звуком, погружая слушателей в особый звуковой мир.
Адриан Трибуки “Nubem” (2017–2024) для струнного квартета и электроники — российская премьера
Nubem — (от лат. «облако») это подвешенная субстанция, всегда находящаяся в движении. Звуковые массы возникают, сталкиваются и исчезают, увлекаемые хрупкими и изменчивыми траекториями струнного квартета. Само пространство, кажется, плавает в хрупком равновесии, между возникновением и исчезновением, подобно облаку, бесконечно формирующемуся и растворяющемуся.
Николай Попов “KCL 23/11” (2018) для струнного квартета, электроники и видео
Версия одноименной пьесы для виолончели. Произведение складывается из комбинированных элементов. Звуки виолончели соединены с электроникой, живое исполнение с видеозаписью игры. Идея сочетания вещей выражается в названии произведения. Оно сложилось из внешних обстоятельств, в которые попал композитор: с рельсов сошел поезд, перевозивший соль, поэтому оно складывается из химической формулы и номера состава.
Якопо Бабони Скилинджи “De la nature du sacre” (2012) для струнного квартета и электроники — российская премьера
“De la nature du sacre - II” (с франц. «о природе ритуала») — третий струнный квартет написанный Бабони Скилинджи в группе, которая в финальной версии представит всего пять струнных квартетов. Эта версия струнного квартета — расширенная и переработанная «ревизия» предыдущей. Это композиция для струнных инструментов и live-компьютера, которая относится к жанру интерактивной музыки. Через алгоритмы звуковой обработки композитор переосмысливает звуки, произведённые музыкантами, создавая диалог между звуковым синтезом, обращением к струнным инструментам и чисто акустическими звуками. Главным инструментом становится виолончель, которая не только играет роль концертного инструмента, но и ведёт нас по тропе поиска «верной середины» или, если позволите, правильного баланса. Через этот термин Бабони Скилинджи хочет сформулировать понятие «ритуала» (“sacre” — по-французски), поиск равновесия не между противоположными полюсами, а скорее в пределах различных свойств, часто несовместимых. Иногда непримиримых. Экспозиция данного материала, его обновление во времени, его гипотеза существования как эмоционального предвестника и интеграция мнемоники в память слушателя... Таким образом это нестабильное равновесие, не обязательно динамическое, что только проекция гипотетической мудрости вызывает его желание существовать.
Орен Боне “Shrink” (2018) для струнного квартета и электроники — российская премьера
Как было сказано Э.Э. Каммингсом:
it is funny, you will be dead some day. By you the mouth hair eyes,and i mean the unique and nervously obscene
need;it’s funny. They will all be dead
knead of lustfulhunched deeplytoplay lips and stare the gross fuzzy-pash —dead—and the dark gold delicately smash…. grass,and the stars,of my shoulder in stead.
It is a funny,thing. And you will be
and i and all the days and nights that matter knocked by sun moon jabbed ** with ecstasy ….tremble (not knowing how much better